АПОКАТАСТАСИС (греч. — возвращение в преж­нее состояние, восстановление) — понятие, посредст­вом которого обозначалось необходимое возвращение вещей в свое былое обличье.

АПОКАТАСТАСИС (греч. — возвращение в преж­нее состояние, восстановление) — понятие, посредст­вом которого обозначалось необходимое возвращение вещей в свое былое обличье. Учение об А., восходящее истоками к пифагорейской школе и взглядам Гераклита, нашло концептуальное оформление в воззрениях школы стоиков, утверждавших тождественность сменяющихся миров и, следовательно, неизбежное возвращение в каждый новый мир вещей, живых существ (идея реин­карнации) и событий, присущих миру предыдущему. В раннехристианской традиции понятие А. обозначало время, когда после Страшного Суда Христова были должны исполниться пророчества об утверждении Цар­ства Божия на земле, о предстоящем обращении всех людей в христианство и об обретении святыми вечного блаженства. Идея А. коррелировалась с апокалиптичес­кими представлениями о судьбе мира. Ориген не исклю­чал из процедуры полного "спасения", просветления и соединения с Богом (независимо от их воли) всех душ и духов, даже дьявола, а также постулировал, вследствие этого, временный характер мук грешников в аду. В 6 в. церковь объявила такие мысли ересью, что не помеша­ло им проявиться вновь в 9 в. в воззрениях Иоанна Скот­та Эриугены, отрицавшего сущностную реальность зла, которое, по его мнению, существует лишь как собствен­ное отрицание, как "ничто".

А.А. Грицанов

АПОЛЛОНОВСКОЕ и ДИОНИСИЙСКОЕ — философско-эстетические понятия, использованные Шеллингом для описания формы и порядка как олице­творения сущности бога Аполлона

АПОЛЛОНОВСКОЕ и ДИОНИСИЙСКОЕ — философско-эстетические понятия, использованные Шеллингом для описания формы и порядка как олице­творения сущности бога Аполлона в отличие от разру-

шающих все формы творческих порывов бога Диониса. Согласно Шеллингу, "в человеке... мы находим слепую по своей природе неограниченную производительную силу, которой в том же самом субъекте противостоит ос­мысленная, себя ограничивающая и формирующая, таким образом, собственно управляющая сила... Быть в одно и то же время опьяненным и трезвым — в этом за­ключается тайна истинной поэзии. Этим и отличается аполлоновское воодушевление от просто дионисийско­го". Понятия А. и Д. использовали многие мыслители, в том числе Гегель и Ницше. В своей ранней работе "Рож­дение трагедии из духа музыки" (1872) Ницше на мате­риалах аттических трагедий и музыкальной драмы Р.Вагнера как отдельно взятых моментов А. (рациональ­ного, светлого) и Д. (оргиастически-иррационального, темного, экстатически-страстного) начал сформулиро­вал идею двух сопряженных типов культуры и, соответ­ственно, двух начал бытия. Усматривая культурный иде­ал в равновесии этих начал, Ницше, тем не менее, скло­нялся к Д. ипостаси культуры.

А.А. Грицанов

АПОСТЕРИОРИ (лат. a posteriori, букв. — из по­следующего) — философский термин, означающий зна­ние, полученное из опыта, в противоположность a priori ("доопытному" знанию).

АПОСТЕРИОРИ(лат. a posteriori, букв. — из по­следующего) — философский термин, означающий зна­ние, полученное из опыта, в противоположность a priori ("доопытному" знанию). Противоположность этих двух типов знания встречается уже у Аристотеля и Боэция, а также у европейских схоластов. Лейбниц понимал под познанием А. все опытное познание или "истины фак­та" в отличие от "истин разума", т.е. познания a priori. По Канту, апостериорное знание не может обладать свойствами априорного знания. Апостериорное знание, получаемое при помощи чувственного восприятия, но­сит случайный и неистинный характер, оно основано на прошлом опыте и не исключает возможности приобре­тения в будущем нового опыта, несогласовывающегося со старым. Для того, чтобы такое знание приобрело все­общий и необходимый характер, его нужно подвести под априорные формы знания.

А.В. Ванчукевич


8391582981069132.html
8391616732189005.html

8391582981069132.html
8391616732189005.html
    PR.RU™