Конституционные основы общественного строя КНР

Современный этап развития китайского общества оценивается в Китае как "начальная стадия социализма" (ХIII съезд КПК, октябрь 1987 г.), которая продлится около ста лет (отсчет ведется от середины пятидесятых годов).
Политическая система КНР включает институты различного уровня и значения: Коммунистическую партию Китая, другие политические партии и организации, государство и народный фронт.
Доминирующей и руководящей силой политической системы является КПК; это нашло отражение в конституции КНР. Для политической системы КНР характерно тесное переплетение партийных и государственных функций, КПК и государства. Хотя в КНР поставлена задача разграничения партийных и государственных функций, на практике она не решена. В ходе политической реформы постепенно упраздняются политические группы министерств и ведомств. Партийные комитеты предприятий и учреждений переводятся в подчинение территориальных партийных органов. Однако, проводимые преобразования не затрагивают практику выработки КПК обязательных для всего общества политических установок.
В китайской официальной литературе подчеркивается "главным образом" идеологический и политический характер руко-водства КПК. Сконцентрировав волю китайского народа, партия вырабатывает свою позицию и политические установки, ко-торые затем, согласно законной процедуре, на основе решения ВСНП становятся законами и решениями государства" . В От-четном докладе ЦК КПК на XIV съезде КПК (октябрь 1992 г.) отмечалось, что "в корне ошибочны и крайне вредны любые взгляды и действия, которые ставят под сомнение ее (КПК) руководящую роль, содействуют преуменьшению или отрицанию ее значения как правящей партии" .
Помимо КПК в Китае существует еще восемь партий, объединяющих различные спои общества: Революционный комитет гоминьдана Китая, Демократическая лига Китая, Ассоциация содействия развитию демократии Китая, Рабоче-крестьянская демократическая партия Китая, Партия Чжигундан ("Партия стремления к справедливости"). Общество Цзюсань ("Общество 3 сентября"). Лига демократической автономии Тайваня, Всекитайская ассоциация промышленников и торговцев. В отношении этих партий проводится курс на "длительное существование и взаимный контроль, откровенное высказывание друг другу сво-его мнения и готовность делить славу и позор” .
В китайской литературе отмечается, что в последнее время деятельность этих партий оживилась: прошли после длительного перерыва съезды этих партий, активизировалась их работа в массах. Вместе с тем говорить о реальной многопартийности применительно к КНР рано: в осуществлении политической власти эти партии не принимают реального участия. Декоративный характер этих партий проявляется в разрыве между названием и целями партии и ее социальной базой. Наиболее характерный пример - Рабоче-крестьянская демократическая партия Китая, членами которой, в основном, являются медики, что нашло отражение в уставе партии. Фантом многопартийности придает значительное своеобразие политической системе Китая. В документах XIV съезда КПК подчеркивалось, что необходимо учитывать китайскую специфику, исключающую "многопартийность и парламентаризм западного образца" .
Государство характеризуется в конституции как "социалистическое государство демократической диктатуры народа, руководимое рабочим классом и основанное на союзе рабочих и крестьян. Социалистический строй есть основной строй Китайской Народной Республики. Запрещается любым организациям или отдельным лицам подрывать социалистический строй" (ст. 1). Лапидарная формула "Вся власть в КНР принадлежит народу”, закрепленная в ч. 1 ст. 2, конкретизируется во 2 и 3 частях данной статьи. Прежде всего осуществление государственной власти народом происходит через ВСНП и местные собрания народных представителей различных ступеней. Что же касается форм непосредственного осуществления народом власти, то они только угадываются в довольно уклончивой формулировке “народ в соответствии с положениями закона раз-личными путями и в различных формах управляет государственными, хозяйственными, культурными и общественными делами".
В конституции нашел отражение принцип демократического централизма в организации и деятельности государственных органов, причем особо оговаривается, что "разграничение полномочий центральных и местных органов проводится по прин-ципу всемерного развития инициативы и активности на местах при едином руководстве центра" (ст. 3). Ст. 5 конституции воз-лагает на государство обеспечение единства и соблюдения социалистической законности, оно охраняет и обеспечивает развитие важнейших общественных отношений: экономических, политических, духовных (ст.ст. 5, 7, 12-15 и др.).
Введение конституции КНР содержит упоминание об общественных организациях. К ним (так же, как и к политическим партиям) предъявляется требование соблюдать конституцию и законы (ст. 5). По китайским данным, в стране около 2000 раз-личных союзов и объединений .
Частью политической системы КНР является также народный фронт. В конституции отмечается, что "в ходе длительной революции и строительства уже сформировался руководимый Коммунистической партией Китая широкий патриотический Единый фронт различных демократических партий и народных организаций", и подчеркивается, что он будет "и впредь укрепляться и расширяться".


8400589200565138.html
8400639951933093.html

8400589200565138.html
8400639951933093.html
    PR.RU™